5 красавіка – Вялікдзень (па календары каталіцкай канфесіі)

Актуалии Официально

5 красавіка – Вялікдзень (па календары каталіцкай канфесіі)
Паважаныя вернікі каталіцкай канфесіі!

Шчыра віншуем вас са светлым святам Вялікадня!
Зноў, як і кожную вясну, хрысціянскі свет адзначае светлае Уваскрэсенне Хрыстова. Свята Вялікадня нясе ў сабе духоўнае адзінства, злучае сэрцы, умацоўвае традыцыі нашых продкаў, нясе мір і спакой у кожную сям’ю.
Традыцыі гэтай светлай урачыстасці зыходзяць у глыбіню стагоддзяў, сімвалізуючы перамогу жыцця, адраджэнне і абнаўленне духоўнага свету чалавека. Вялікдзень раскрывае сапраўдны гуманізм хрысціянства, які зацвярджае вялікую духоўную энергію любові і дабрыні.
Няхай вялікае свята Уваскрэсення Хрыстовага прынясе ў вашы дамы і сем’і дабрабыт, узаемаразуменне і вясенні настрой, надасць сілы для новай працы ў імя пераўтварэння і росквіту беларускай зямлі, сцвярджэння ідэалаў справядлівасці, міласэрнасці і бескарыслівай дапамогі бліжняму.
Шчыра жадаем вам моцнага здароўя, поспехаў ва ўсіх пачынаннях, шчасця і дабра!
Раённы выканаўчы камітэт.                               Раённы Савет дэпутатаў.
Надрукавана ў №26 ад 03.04.2015 г.



6 комментариев по теме “5 красавіка – Вялікдзень (па календары каталіцкай канфесіі)

  1. Наверное пора бы поставить памятный знак на месте Непоротского костела и бывшего католического кладбища, полуторавековая история, а как и не было ничего…

  2. Сиротино вроде уже некому заниматься, а католическая община существует. Ограничусь информацией с Шумилинщины:
    О строительстве Непоротского костёла есть несколько свидетельств, к сожалению они немного расходятся и по дате, и по месту. Польские источники указывают, что основателем деревянного костела Najśw. Maryi (Наисвятейшей Девы Марии) в 1774 (1777м ?) году был Михаил Mitkiewicz (видимо правильнее Milkiewicz) и его сыновья Симон и Бартоломей. Первоначальное место расположения неизвестно, указывалось: «на полуострове, вблизи имения». После присоединения к России в 1772 году от Витебска до Полоцка не оказалось крупного католического прихода, Улльский остался за границей, с этим видимо и связан выбор расположения, на полпути от крупных центров. Однако место строительства оказалось низменным, подтапливаемым водой, и костел был перенесен Михаилом Милкевичем на новое место, в межозерное дефиле, в 1801 году ( это, видимо, не совсем точная дата, на карте 1790 года костел уже показан на новом месте). Данные о настоятелях костела есть с 1802 года. В 1812 году в ходе боевых действий костел сгорел, был отстроен новый, каменный. В 19 веке населенный пункт с костелом назывался Погост Непороты. Приход костела охватывал множество мелких населённых пунктов в трех уездах: Витебском, Полоцком и Городокском, но не превышал 500 чел и был достаточно бедным, вот выдержка из польской статьи 1912 года: «…Опять такой бедный приход, что бедный пастырь должен все время думать о получении средств на необходимые расходы. Ходит среди людей анекдот, что когда-то разбойники напали на священника, чтобы его ограбить, но когда тот сказал, какой имеет приход, сжалились над ним и скоро он был освобожден. По-видимому, смилостивившись над ним грабители дали ему какое-то пособие. Такой случай мог случиться и с настоятелем nieporockim. Бедность вокруг, бедность и в старом костеле, бедность и в приходе. Nieporoty небольшое село и маёнток Rekściów (польский дв. род). Лежат Nieporoty в фатальной местности, вокруг грязи и трясины, а ранее костел был на полуострове, окруженном водой, что даже в 1801 году Михаил Milkiewicz, основатель костела вынужден был перенести его на нынешнее место. Как соседние приходы лесисты, так Nieporoty не имеют почти совсем лесов, а жители на отопление копают себе торф, которого здесь предостаточно…» Список населенных пунктов, относящихся к приходу Kościół parafialny Wniebowzięcia Najświętszej Maryi Panny w Nieporotach в 1910м году: Авгусполье, фольварк Авсеево, фольварк; Андреевка, имение; Березово, фольварк; Березуха, фольварк; Биневщино, имение; Вороново, имение; Гребница, имение; Духоровичи, имение; Ероши, фольварк; Застаринье, застенок; Иваново, имение; Иванцево, застенок; Клюи, имение; Константиново, фольварк; Кравцово, имение; Красный Луг, фольварк; Кротово, фольварк; Крупчино, фольварк; Крушиновик, фольварк; Лежни Хмелевские, фольварк; Лесковичи, имение; Мазурино, имение; Малое Мазурино, имение; Медовка, деревня; Непороты, погост; Нидбайлы, деревня; Плиговка, фольварк; Подсевье, фольварк; Полтево, имение; Пузырево, фольварк; Путрино, поселение; Секуны, деревня; Сеньки, имение; Тиваны, застенок; Юрборг, имение; Язвино, имение.

  3. Видимо стоит упомянуть и настоятелей костела:
    В обширном приходе находились несколько часовен: Plechówka, основанная Терезой Kossowskiej, 1799 г.; Николаево, Jakóbа Zablockiego, 1818 год; w Pojezierzu, Яна и Doroty Reksciów с г. 1750; в Zuzanów, Marji hr. Zabiełłowej. Ксендз Непоротского костела Posejpał возобновил также часовню в Старом Селе (с 1910 года) и отправлял там богослужения. Его здоровье было подорвано условиями в приходе. Серьезно больным он должен был ехать на лечение, имел даже обеспеченные средства на него, но отпуска не получил — и умер на чахотки. После него принял приход ks. Buzycki, он выполнил реставрацию костела, который уже очень в ней нуждался. Известны следующие настоятели Непоротского костёла: Duszpasterze parafii Nieporota (XIX-XX wiek). 1802-1803 ks. Tadeusz Odyniec Dobrowolski (dziekan newelski), 1828-1829 o. Franciszek Szopowicz dominikanin, 1835-1836 o. Hipolit Zabowski dominikanin, 1836-1859 ks. Tomasz Montwid, 1860-1863 ks. Antoni Ankudowicz, 1864-1882 ks. Wjaczesław Przyjałgowski, 1882-1887 ks. Jan Sztropp, 1881-1892 ks. Mawryk Bordzyński, 1892-1893 ks. Bartłomiej Oskierko, 1894-1895 ks. Mikołaj Mackus, 1895-1896 ks. Franciszek Koc, 1896-1903 ks. Józef Gintoft, 1903-1905 ks. Stanisław Cybulewicz, 1905-1911 ks. Józef Possejpał, 1912-1918 ks. Michał Bużycki, 1918-1919 ks. Władysław Żołnierowicz. С 1920 года должность была вакантной, но сам костёл указан даже на немецкой карте 1943 года. Сведений о годе полного разрушения у меня нет.
    Оставлял когда-то в районной архитектуре координаты костела, так что при желании все можно найти, далеко ходить не надо. С моей точки зрения хороший дом строится на крепком фундаменте, а для культового учреждения — это его прошлое, «место намоленное», в этом плане Непоротский костел очень важен для новоиспеченного Шумилинского. Но это личное мнение.

  4. Юрий, ты вроде по жизни правильный человек. Владеешь инфой, умеешь работать с данными….
    Не мечи бисер. В настоящий момент твои знания никому не нужны. Печалька, но правда.
    Напиши книгу о Шумилинском районе, несколько глав в ней по войне могу написать я. И пусть данная книга просто живет в Сети.

  5. Овчинников, мне бы по Михаловщинской волости тему доделать… Это круг интересов. А район… Мне как-то по жизни больше прошлое интересно, изменится административное деление — может и будет что вспомнить. Пока вроде есть кому летопись вести.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *