Воспитанники Шумилинского центра детей и молодёжи взяли направление на Победу

Образование Общество

Вёска Пабеда – край азёр і палявых кветак

Усё ж такі як мы мала ведаем сваю малую радзіму, яе гістарычнае мінулае. А трэба ведаць, вывучаць, дазнавацца ў старажылаў пра цікавыя звесткі. З такімі думкамі педагогі і выхаванцы раённага цэнтра дзяцей і моладзі накіраваліся ў паход у Пабеду, дзе пераважная колькасць дзяцей ніколі і не была. А вёска прыгожая, вакол многа азёр, ёсць гістарычныя помнікі. “Назбіраем прыроднага матэрыялу для падзелак, якія можна будзе выкарыстаць на занятках па інтарэсах,” – радаваліся дзеці.
Так яно і выйшла. Хлопчыкі і дзяўчынкі не толькі адпачывалі, але і вывучалі свой край: назіралі з дапамогай бінокля за птушкамі (многія дзеці ўваходзяць у “Крылаты дазор” арганізацыі “Ахова птушак Бацькаўшчыны”), знаёміліся з новымі відамі лекавых раслін і палявых кветак, на якіх вельмі багатая Пабеда.
“Мы сустрэліся са старажыламі вёскі Іванам Федасеевічам Шумілам і Пятром Калістратавічам Бібіным, якія нам расказалі пра гісторыю вёскі, – згадваюць педагогі дадатковай адукацыі ЦДіМ Таццяна Каласкова і Таццяна Чупрукова. – Было цікава даведацца пра Свята-Успенскую царкву, пабудаваную ля возера ў канцы 19-га стагоддзя. Царква працавала і ў час Вялікай Айчыннай вайны, а пасля вайны тут было зернясховішча. Дзеці былі задаволены, што ім дазволілі пазваніць у царкоўныя званы. А яшчэ ўсе зацікавіліся святой крыніцай. У гэтым Свята-Успенскім калодзежы калісьці знайшлі не толькі старажытныя манеты, але і ікону Казанскай Божай Маці.  Мясцовыя людзі вераць, што вада ў крыніцы гаючая. Паверылі і мы – набралі ў бутэлькі пра запас, каб занесці дадому”.
Яшчэ дзеці пабывалі на месцы пахавання мірных жыхароў, расстраляных у гады Вялікай Айчыннай вайны, і ўсклалі да помніка кветкі.

Напрыканцы паходу дзеці наведалі азёры Царкоўнае і Сасноўскае. Там адпачывалі, палілі касцёр, пілі чай на травах, пяклі на кастры бульбу і смажылі сала. Дадому вярнуліся з добрым настроем і багатым багажом ведаў пра маленькую вёсачку на Шуміліншчыне, якая мае легендарную назву –  Пабеда.
Ларыса КІСЯЛЁВА.
Надрукавана ў №52 ад 10.07.2018 г.



2 комментария по теме “Воспитанники Шумилинского центра детей и молодёжи взяли направление на Победу

  1. Из воспоминаний моих родственников про эту церковь.

    В честь отмены крепостного права было решено построить в д. Ловша церковь. Деньги от прихода были мизерные, так как в округе в ряде деревень проживали староверы ( по местному- москали). Дед Иван был отменным столяром ему поручили строить леса для кладки стен и другие конструкции из дерева. Когда церковь была построена ,нужно было доставить колокол –великан, весом в 60 пудов ( это был подарок помещика Шостака). Дедушка соорудил спец-телегу для доставки. Потом его как бывалого человека мужики направили в Украину, закупить воловью кожу для подвески колоколов. С этой работой он успешно справился. При монтаже на большую высоту тяжёлых колоколов ( прим. 60 пудов царь колокол и 5 штук по шесть пудов) дедушка принимал в этом участие, делая специальные ступенчатые леса и подвеску из блоков и веревок. Меньшие колокола покупали зажиточные мужики. Затем собрались всем миром и поехали во Владимирскую область за иконами. С ними и наш дед Иван. Каждый стремился купить икону по дороже и по больше размером, чтобы потом похвастаться перед прихожанами. Не хотел, отставать и наш дед. Купил Николая Угодника, за что бабка его очень упрекала, потратил весь годовой доход от продажи льна, пеньки и семян. Но ничего не поделаешь, Дед был почетный человек в округе-в законе у батюшки, строитель.
    В 1930 году наступили жуткие времена. Церковь закрыли. Батюшку и всю церковную свиту вместе с семьями посадили в вагон и куда-то увезли. В домах все люди прятали иконы. Пришли большевики и к деду Ивану. Сначала дали неподъёмный подоходный налог.150 кг., льна, 50 кг. Семян льна и конопли. Семья еле это дело собрала. Потом еще половину добавили. Продукцию приняли 3 сортом а потом и вовсе забраковали. В скорости приехала комиссия из района-описала все хозяйство. Двух лошадей и двух коров забрали в колхоз, овец уток и курей- в район. Гусей семья успело порубить на еду. Кот Васька ушел т.к. молока не стало. Собаку застрелил чекист-он ему от шинели оторвал большой кусок. Дом стал полным сиротой. От голода тетушки хотели записаться уже в колхоз но не приняли. Кулацкая семья. Через три дня приехали два милиционера арестовали деда. К нему добавили 15 таких же «кулаков». И всех как скот погнали в Шумилино. Все эти люди были зажиточны только от своего труда, имели сады, много пчел, держали по сотне овец и другой живности. Работали с утра до вечера.
    Дед Иван как был профессиональным плотником спрятал свой любимый топор за пазух .Топор обнаружили и дедушку избили. Затем всех мужиков бросили в холодный склеп в Шумилино. Там они провели 3 недели. Выпустили их голодными, бородатыми и сильно вшивыми на условии что будут забесплатно строить мост через реку Будовать (Будовесть?) так как старый сгорел от удара молнии. Построите мост сказали разрешим тогда в колхозе работать и снимем статус «кулаков».
    Затем к деду Ивану пришли большевики и говорят. Ты мол дед колокола на церковь вешал тебе их и снимать хочешь или не хочешь. Деду стало от этого очень плохо и он пошел к местной знахарке. Попросил и та что то сделала и от этого у деда Ивана распухли ноги и он уже не смог ходить. Тогда большевики договорились с местным трактористом. Он зацепил трактором самый большой колокол и рванул. Колокол упал и по нему пошла трещина. И буквально через некоторое время к трактористу прибежал из соседней деревни мальчик и сказал что вся его семья сгорела. С горя у тракториста помутился рассудок куда то он съехал и больше его нигде никто из местных не видел.

    Вот такая вот история про эту церковь.

  2. Интересная история даже очень особенно про тракториста и неминуемое наказание. Жаль, что такой старинный уникальный храм сейчас закрыт. Службы там нет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *