Первый космонавт суверенной Беларуси Марина Василевская приступила к работе на Международной космической станции, оставив позади один из самых сложных этапов полета: путь от старта до стыковки с МКС по степени трудности, да и риска, сравним разве что с посадкой спускаемого аппарата. От момента выхода на расчетную орбиту до прибытия на станцию членам 21-й экспедиции посещения МКС пришлось провести в космосе более двух суток, сделать 34 витка вокруг Земли. За прибытием экипажа транспортного пилотируемого корабля «Союз МС-25» на МКС корреспондент БЕЛТА наблюдал в Центре управления полетами «Роскосмоса», расположенном в подмосковном Королеве.
Начало полета экипажа в составе представителей трех стран — командира корабля, Героя России, уроженца Беларуси Олега Новицкого, белоруски Марины Василевской и астронавта НАСА гражданки США Трейси Дайсон — выдалось волнительным: 21 марта старт был отменен автоматикой буквально за несколько секунд до пуска ракеты-носителя «Союз-2.1а». Как сообщил генеральный директор госкорпорации «Роскосмос» Юрий Борисов, остановка была вызвана просадкой напряжения химического источника тока в ракете. В истории российской космонавтики ранее не случалось отмены пилотируемых пусков, при которых экипаж уже находился в корабле. Но в СССР такое произошло один раз в 1969 году — тогда был отменен запуск корабля «Союз-4», на борту которого готовился к полету космонавт Владимир Шаталов.
Из-за переноса старта «Союза МС-25» на резервную дату 23 марта баллистические условия больше не позволяли провести стыковку по запланированной изначально сверхкороткой двухвитковой схеме, которая занимает 3,5 часа. Пришлось воспользоваться традиционной двухсуточной схемой полета: исключительно по ней корабли летали с 1986 года, когда была запущена станция «Мир», и вплоть до 2013 года. Затем российская космонавтика начала экспериментировать с другими схемами подлета к МКС — суточной, шестичасовой и т.д., но длинная двухсуточная продолжала использоваться вплоть до 2020 года.
Как утверждают специалисты, традиционный путь к МКС хоть и долог, но надежен: на каждом этапе можно произвести корректировки, если что-то пойдет не так. Однако для космонавтов это достаточно тяжелое испытание: корабли «Союз», при всех их достоинствах, имеют один существенный недостаток — они тесные: на каждого из трех членов экипажа с учетом бытового отсека приходится всего по 1,2 кубометра свободного пространства. Вдобавок корабль все время вращается, испытывая на прочность вестибулярный аппарат находящихся на его борту. Но есть в этой схеме и свои плюсы: космонавтам нужны как минимум сутки, чтобы их организм адаптировался к невесомости, в результате Марине Василевской не было необходимости тратить на это свое время пребывания на МКС.
Герметичная стыковка
За первые двое суток корабль поднялся со своей, более низкой, траектории на орбиту МКС. Сам процесс стыковки производится в несколько этапов. Примерно в 15.47 по минскому времени 25 марта началось автономное сближение «Союза МС-25» и МКС. Спустя 49 минут включилась система «Курс» — радиотехнический комплекс взаимных измерений параметров движения для поиска, сближения и стыковки космических аппаратов с орбитальной станцией. Примерно в 17.47 «Союз МС-25» начал облет МКС, затем произвел зависание и причаливание. В 18.03 произошло касание, после чего была зафиксирована стыковка корабля к узловому модулю «Причал» российского сегмента МКС.
После стыковки космонавты начали готовиться к переходу на МКС. Этот процесс тоже занимает почти три часа: нужно выровнять давление на станции и транспортном корабле, проверить герметичность стыковки, провести ряд других важнейших процедур, и лишь после этого начался этап открытия переходных люков.
Рукопожатия, объятия и первый сеанс видеосвязи с Землей