Советы психолога. Воспитать в ребёнке уважение ко всем людям

Образование

Без барьеров

Дети с проблемами со здоровьем – трудная тема. Вырастить и воспитать такого малыша – титанический труд. И, зная о существующем в обществе предубеждении к детям «не таким, как все», о социальном обесценивании и притеснении семей, воспитывающих ребенка с тяжелыми нарушениями в развитии, восхищаешься мужеством родителей, которые стараются дать максимум возможностей своим детям для лечения и реабилитации и, самое главное, – любовь и заботу.

«Особенным» детям приходится в жизни гораздо сложнее, чем кому-либо, но это не значит, что все, в чем они нуждаются – это жалость. Они нуждаются в особых условиях, которые помогут их развитию, их личностной реализации. Многим родителям удалось создать такие условия, в которых ребенок не будет чувствовать себя притесненным, где к нему будут предъявляться требования, адекватные его возможностям, где ребенку помогут компенсировать ограничения жизнедеятельности, связанные с его недугом, а тем самым хоть немного преодолеть его отверженность и горькое одиночество.

Делает ли общество что-нибудь полезное для детей с ограниченными возможностями? Безусловно. Существуют школы для детей-инвалидов. Организуются праздники и мероприятия для детей-инвалидов. Популярные певцы организуют благотворительные концерты для детей-инвалидов. Почему здоровые дети часто не готовы принять ребёнка с особенностями? Во всех проблемах поведения наших детей виноваты только мы сами. Прежде, чем требовать от своего ребёнка сострадания и участия, нужно самим стать чуточку добрее и отзывчивее. Посмотрите на себя со стороны. Совсем не обязательно каждый день встречаться с инвалидами, чтобы научиться общению с ними.

Следите за речью. Дети копируют наше поведение. Найдите слова и фразы, которые не будут так сильно ранить особенных детей и их родителей. Уберите слова «слепой», «глухой», «неполноценный»… Вместо них используйте «человек с особенностями здоровья», «человек с ограниченными возможностями», «незрячий или слабовидящий», «слабослышащий» и другие.

Разговаривайте со своими детьми. Они способны понять и усвоить гораздо больше, чем мы думаем. Вы встретили в парке ребёнка с детским церебральным параличом (ДЦП)? Вернувшись домой, поговорите об этом. Спросите, что испытал ваш ребёнок при встрече: жалость, страх, растерянность, пренебрежение, уважение? Расскажите ему, что этот мальчик очень любит гулять. К сожалению, он не может забраться на горку и играть в догонялки, но возможно он очень любит читать и рисовать. И уж точно любит мороженое, как все дети.

Никто не застрахован от несчастья. Тысячи людей ежегодно остаются инвалидами после ДТП, спортивных травм и других событий. Никогда не говорите ребёнку: «Хватит гонять на своем мопеде! Разобьешься, останешься прикованным к постели. Кому ты такой потом нужен будешь?» Гонять на мопеде он не перестанет, но уяснит для себя, что в этом мире есть места только для здоровых людей.

Будьте примером для своего ребёнка, не бойтесь делать ошибки, умейте извиняться перед своим ребёнком. Позволяйте ошибаться себе и ему. И разговаривайте, разговаривайте, разговаривайте…

Елена ГУЩИНА,педагог-психолог Шумилинского районного ЦКРОиР.



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *