Новое в законодательстве о лицензировании деятельности в области промышленной безопасности

Безопасность Закон

Витебское областное управление Госпромнадзора обращает внимание на то, что20 октября 2022 года на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь опубликован Закон Республики Беларусь от 14 октября 2022 г. № 213-З «О лицензировании» (далее – Закон).

Необходимо отметить, что Основные положения Закона вступили в силу с 1 января 2023 года.

Новый Закон одновременно с принятыми изменениями и дополнениями сохраняет основные подходы к лицензированию, закрепленные в Указе Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности», обеспечивает преемственность базовых принципов лицензирования, системно и комплексно регулирует всю сферу лицензирования.

Принятие Закона позволит снизить административную нагрузку на субъекты хозяйствования.

В частности, Законом закрепляется переход на электронное лицензирование через создание Единого цифрового реестра лицензий, содержащего информацию о предоставленных лицензиях, их изменении, приостановлении, возобновлении, прекращении.

При этом вместо термина специальное разрешение (лицензия) вводится термин «лицензия».

Конкретизированы последствия реорганизации лицензиата – юридического лица в случаях преобразования, выделения, разделения, слияния, присоединения.

Необходимо обратить внимание на условия, касающиеся деятельности в области промышленной безопасности:

упразднен упрощенный порядок лицензирования, практика, применения которого показала, что данный порядок для большинства воспользовавшихся им лицензиатов сопряжен со значительными финансовыми и репутационными рисками ввиду изначально необъективной оценки этими лицензиатами соответствия своих возможностей лицензионным требованиям и условиям;

 

— из числа работ (услуг), составляющих лицензируемый вид деятельности, исключены работы (услуги)по проектированию (разработке технологического раздела) котельных, что позволяет избежать двойного регулирования в данной области;

— приложением 2 к Закону определен Перечень потенциально опасных объектов и эксплуатируемых на них технических устройств, выполнение работ и (или) оказание услуг, в отношении которых подлежат лицензированию, позволяющий систематизировать, а в отдельных случаях оптимизировать перечень потенциально опасных объектов и технических устройств, подлежащих указанию в лицензии, и упростить для соискателей лицензии и лицензиатов подготовку заявления при обращении за получением лицензии, внесением в нее изменений;

Например: не подлежат лицензированию работы (услуги) по проектированию большинства технических устройств и потенциально опасных объектов; избирательно лицензируются работы (услуги) по монтажу, наладке, ремонту, обслуживанию и техническому диагностированию потенциально опасных объектов, технических устройств; оптимизирован перечень технических устройств оборудования, работающего под избыточным давлением, объектов по добыче и обогащению полезных ископаемых, объектов металлургического, прокатного и литейного производства, объектов газораспределительной системы и газопотребления и пр.

— конкретизированы долицензионные и лицензионные требования, предъявляемые к соискателям лицензии, и лицензионные требования, предъявляемые к лицензиатам;

Например: долицензионное требование о наличии в штате работников теперь сформулировано следующим образом «наличие в штате не менее трех работников (технических руководителей, специалистов, рабочих), обеспечивающих в полном объеме выполнение заявленных работ, оказание услуг, для которых эта работа является основным местом работы, имеющих квалификацию для осуществления лицензируемого вида деятельности, прошедших подготовку и проверку знаний по вопросам промышленной безопасности в порядке и случаях, установленных Министерством по чрезвычайным ситуациям», что позволяет соискателям лицензии и лицензиатам объективнее оценивать количество необходимых для выполнения тех или иных заявленных к лицензированию работ (услуг) работников при подготовке к прохождению экспертизы соответствия.

К числу лицензионных требований отнесенофункционирование системы контроля за качествомосуществления лицензируемого вида деятельности и подготовки (переподготовки) работников, а не ее формальное наличие.

увеличен с двух дотрех летсрок представления заключения о соответствии возможностей лицензиата лицензионным требованиям, составленного по результатам проводимой Госпромнадзором экспертизы соответствия возможностей лицензиата лицензионным требованиям (для работ и (или) услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, указанных в абзацах третьем и четвертом подпункта 2.2 пункта 2 статьи 86 Закона).

 

В рамках реализации Закона разработаны постановления Министерства по чрезвычайным ситуациям от 14 декабря 2022 г. № 78 «О разработке и функционировании систем контроля», от 14 декабря 2022 г. № 76 «Об утверждении Положения о порядке проведения экспертизы соответствия возможностей соискателя лицензии долицензионным требованиям, лицензиата лицензионным требованиям в области промышленной безопасности», на рассмотрении Правительства находитсяпроект нормативного правового акта, которым определяются порядок представления и перечни документов и (или) сведений, необходимых для принятия решений по вопросам лицензирования, а также форма и порядок выдачи подтверждения предоставления лицензии на бумажном носителе.

С более подробной информацией о нововведениях в сфере лицензирова-ния деятельности в области промышленной безопасности Вы сможете ознакомиться в январском номере журнала «Промышленная безопасность» и на официальном сайте «Департамента по надзору за безопасным ведением работ в промышленности» Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь.

Отдел надзора (котлонадзора)Витебского областного управления

Госпромнадзора.



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *