ИНТЕРВЬЮ: Беларусь вновь объединяет страны-единомышленницы на международной площадке — Дапкюнас

Тема недели

Эффективное устойчивое развитие не может быть достигнуто без участия семьи, которая играет жизненно важную роль в содействии достижению международно согласованных целей в области развития. Об этом говорится в письме постоянных представителей Беларуси, Египта и Катара при ООН на имя Генерального секретаря Организации Объединенных Наций. Это письмо в начале марта 2015 года издано в качестве официального документа Генеральной ассамблеи ООН. Постоянный представитель Беларуси при ООН Андрей Дапкюнас в интервью корреспонденту БЕЛТА рассказал об обстоятельствах появления этого документа и о новой тенденции в участии Беларуси в деятельности международной организации.[

— Андрей Вадимович, в официальном документе Генеральной ассамблеи ООН — текст письма послов трех стран, которые обращаются к Генеральному секретарю ООН от имени 25 государств — членов организации. Какова предыстория и причины появления этого документа? Почему это письмо стало достоянием общественности в виде документа Генеральной ассамблеи?

— Начну с ответа на ваш второй вопрос. В том, что письмо, адресованное Генеральному секретарю организации, публикуется в качестве официального документа Генеральной ассамблеи ООН, нет ничего необычного. Это один из распространенных в ООН способов информирования о наиболее важных для государств-членов вопросах. В этом случае руководитель секретариата организации, скорее, выступает в качестве посредника между автором (или авторами) письма и всеми остальными государствами — членами ООН. В течение 1-2 недель после получения Генеральным секретарем обращение, если только в нем содержится просьба об издании в виде официального документа ООН, переводится на шесть официальных языков ООН и публикуется — в бумажном и в электронном виде.

Теперь о главном — авторах и содержании этого письма. Оно написано от имени Бангладеш, Беларуси, Египта, Зимбабве, Индонезии, Ирака, Ирана, Йемена, Катара, Коморских Островов, Кувейта, Кыргызстана, Ливии, Малайзии, Нигерии, Никарагуа, Омана, Пакистана, России, Саудовской Аравии, Сомали, Судана, Таджикистана, Туркменистана и Уганды.

Его приоритетная цель — информировать мировое сообщество о создании в ООН Группы друзей семьи как неофициального добровольного объединения стран-единомышленниц, которые выступают за поддержку семьи в качестве естественной и базовой ячейки общества, имеющей право на защиту со стороны общества и государства. Авторы письма излагают свое видение путей поддержки семьи и ее исключительной роли в обеспечении устойчивого социального и экономического развития.

Три посла, непосредственно подписавшие письмо, представляют государства — инициаторы создания Группы друзей семьи (Беларусь, Египет и Катар), которые давно и наиболее настойчиво выступают в ООН в защиту традиционной семьи и ее ценностей.

Разговоры о необходимости объединения в Организации Объединенных Наций приверженцев единственно принятой в международных правовых документах трактовки семьи как добровольного союза мужчины и женщины шли в Нью-Йорке давно. Впервые за последнее время на высоком политическом уровне тема важности поддержки семьи поднята в Нью-Йорке в сентябре 2014 года министром иностранных дел Беларуси Владимиром Макеем на инициированном нашей страной совместно с Детским фондом ООН мероприятии об укреплении охранной среды для детей.

Непосредственным же катализатором создания Группы друзей стал организованный Беларусью в декабре 2014 года в ООН круглый стол «Семья как объект защиты». Заинтересованная и открытая дискуссия на этой встрече с участием заместителя министра иностранных дел Беларуси Валентина Рыбакова, осознание востребованности более решительных коллективных действий в защиту семьи привели к подготовке письма и организационному оформлению группы. Впереди — планирование деятельности группы, совместные действия в ходе международных встреч и мероприятий, продвижение темы семьи как одного из приоритетов социального развития в международную глобальную повестку дня в области развития на период после 2015 года и на саммите ООН в сентябре 2015 года.

— Если не ошибаюсь, после Группы друзей, объединившихся в борьбе с торговлей людьми (Беларусь с момента создания группы неизменно выступает в роли координатора), это уже вторая значительная неформальная международная структура в системе ООН, к созданию которой наша страна имеет самое непосредственное отношение?

— Вы совершенно правы — за последнее десятилетие это второе наиболее заметное неформальное межгосударственное образование в ООН, создание которого предложила и осуществила Беларусь. Инициаторы создания нынешней группы друзей — Египет и Катар были и среди горячих сторонников образования Группы друзей, объединившихся в борьбе с торговлей людьми, и они продолжают оставаться одними из наиболее активных ее членов.

С одной стороны, это говорит об активной позиции данных стран в ООН и готовности быть застрельщиком коллективных действий. С другой — свидетельствует, что доверие, положительный опыт взаимодействия, чувство взаимной поддержки, появившиеся и не раз проверенные в ходе реализации инициативы по борьбе с торговлей людьми, стимулируют естественное появление новых важных совместных инициатив. Один раз убедившись, что с другом можно «пойти в разведку», безусловно, стараешься его не потерять.

— Насколько вообще распространена в ООН практика работы государств-членов в таком неофициальном формате — без регламента и протокола? Участвует ли Беларусь в каких-либо еще существующих в ООН группах друзей?

— Кроме двух групп друзей, которые мы упомянули, Беларусь в последние два года наиболее активна в Нью-Йорке в Группе друзей устойчивого промышленного развития. За последние несколько месяцев группа сделала два важных коллективных заявления в ходе переговоров по выработке целей устойчивого развития и повестки дня в области развития. Инициатором и автором обоих из них была делегация Беларуси.

Всего в ООН в настоящее время существует не более десятка групп друзей большей или меньшей степени активности и сплоченности. Думаю, не согрешу против истины, если скажу, что Группа друзей по борьбе с торговлей людьми — среди наиболее заметных и уважаемых в ООН. Надеюсь, что подобным образом нам удастся утвердить и авторитет, и влияние Группы друзей семьи.

— В чем польза для страны от деятельности в таких необязывающих структурах? Ведь они не принимают резолюций, не публикуют докладов. Чувствуете ли вы практическую отдачу от такого дипломатического творчества?

— В вашем вопросе отчасти содержится ответ. Польза в ООН, как и в других международных организациях, происходит не от количества и качества обсуждений и принимаемых по их итогам документов. Сами по себе дискуссии и резолюции мало что значат, если их не воспринимают как значимые, как непосредственное руководство к действию правительства государств — членов ООН.

К сожалению, в ООН, как в любом большом бюрократическом организме, значительная часть кипучей деятельности имеет касательное отношение к живым и горящим проблемам, которыми живут государства-члены. Громоздкая повестка дня, наличие в дискуссии многократных повторов давно согласованных витиеватых и от того мало что значащих формулировок — все это часто не дает возможности государствам-членам осознать остроту вполне реальных проблем, скрывает от них подсказки того, что нужно предпринять для решения этих проблем на национальном уровне.

Как и в других областях человеческой деятельности, перерыв постепенности, что-то из ряда вон выходящее, необычное, чем, по сути, и является деятельность групп друзей, всегда обращает на себя внимание. Отсутствие в них забюрократизированной процедуры не напрягает и вызывает доверие.

Необходимость индивидуальных организационных и интеллектуальных инвестиций в деятельность группы, их далекий от универсального состав — все это помогает членам групп друзей осознать себя гораздо в большей степени сопричастными к поиску путей решения реальных проблем, важных для их стран, помогает увидеть практический смысл от работы в среде, увы, построенной в значительной степени на оперировании абстракциями.

— Вам не кажется, что сегодняшний разговор наталкивает на мысль о формирующейся традиции объединяющей деятельности Беларуси в ООН? В этой связи вспоминается наш с вами разговор годичной давности, когда мы рассуждали, как на пике напряженности в российско-украинских отношениях Беларусь в Нью-Йорке добилась принятия совместного заявления трех стран, приуроченного к годовщине чернобыльской катастрофы. Имела ли та белорусская инициатива свое продолжение?

— Вы знаете, имела. Буквально неделю тому назад в Нью-Йорке был окончательно согласован текст предложенной Беларусью совместной презентации от имени Беларуси, России и Украины по чернобыльской проблеме, с которой через две недели белорусский министр по чрезвычайным ситуациям должен будет выступить на Третьей всемирной конференции по уменьшению опасности от стихийных бедствий в городе-побратиме Минска Сендае (Япония).

Наверное, на самом деле формируется белорусская традиция объединяющей деятельности, традиция настойчивого поиска друзей и упорного поощрения согласия. Только мне кажется, что она не имеет исключительного отношения к деятельности Беларуси в ООН. Чем, как не свидетельством успеха последовательной реализации такого подхода на высшем государственном уровне, можно считать Минский переговорный процесс по Украине?

Вообще, если взглянуть на историю белорусской дипломатии в последние два десятилетия, нельзя не обратить внимание на существование задачи расширения поля добрососедства и доброжелательности как одной из ключевых особенностей белорусской дипломатической традиции. Как нельзя не заметить доказанную способность белорусского государства искать и видеть возможности для сближения и понимания там, где другие склонны видеть лишь линии размежевания и отчуждения.

В сохранении и упрочении такой традиции видится залог устойчивости государства и успеха белорусской дипломатии.

Алина ГРИШКЕВИЧ,
БЕЛТА.-0-



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *